Меню
16+

Куканское сельское поселение

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прокурор разъясняет вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Неотвратимость уголовной ответственности иностранных граждан. Осуществление экстрадиции иностранным государством в РФ лица, совершившего преступление. Прием на работу иностранных граждан.

1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ с учетом особенностей и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 11, 12, 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ):

временно пребывающие в РФ (иностранные лица, находящиеся в РФ на основании визы или прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);

временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);

постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

Срок законного нахождения иностранных граждан в РФ

Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

1)по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3, 8 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

определяется сроком действия выданной визы, или свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, или удостоверения беженца, или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ;

не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;

определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2)для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который по общему правилу составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ);

3)для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который до 01.11.2019 выдавался, как правило, на пять лет, а с указанной даты выдается бессрочно. Исключением является вид на жительство, выданный высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, срок которого ограничен сроком действия разрешения на работу, выданного указанному специалисту, а также с 01.07.2021 — вид на жительство в форме карты с электронным носителем, выдаваемый сроком на десять лет (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; п. 3 ст. 1, ст. 3 Закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ; п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ).

С 01.07.2021 на территории РФ (территориях отдельных субъектов РФ) вид на жительство при наличии технической возможности выдается в форме карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и папиллярных узоров двух пальцев его рук, пригодных для его идентификации), а также для хранения персональных данных владельца — фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии), даты и места рождения, пола, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 274-ФЗ).

В связи с COVID-19 течение сроков временного пребывания иностранцев в РФ и сроков их постановки на учет по месту пребывания приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты возобновления транспортного сообщения с соответствующим иностранным государством. С 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания находящихся в РФ иностранцев и сроков их регистрации по месту жительства в РФ. Если иностранец прибыл в РФ до 15.03.2020 и не имел по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для нахождения в РФ, он вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения либо выехать за пределы РФ (пп. "а" п. 1, пп. "б" п. 2, п. п. 3, 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364; Информация МВД России).

Права иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1)на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2)на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3)на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

4)на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5)на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6)на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7)заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8)на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9)участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

10)иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона N 115-ФЗ).

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях — других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Патент — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1)постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н);

2)являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3)обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

4)признанных беженцами на территории РФ, — до утраты ими или лишения их статуса беженца;

5)получивших временное убежище на территории РФ, — до утраты ими или лишения их временного убежища.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ);

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

граждане иных государств — членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Ответственность иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Например, иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ).

Такие же меры ответственности предусмотрены для иностранных граждан, которые ведут трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Обратите внимание! В связи с COVID-19 до 30.09.2021 включительно в отношении иностранцев (за некоторым исключением) не принимаются, в частности, решения об административном выдворении за пределы РФ (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ N 364).

При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности есть некоторые особенности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, его присутствие является обязательным. Также, например, в целях пресечения административного правонарушения возможно помещение иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов (ч. 3 ст. 25.1, п. 12 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ).

Отметим также, что выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1)задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2)осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3)уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4)не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

5)привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

2. Неотвратимость уголовной ответственности иностранных граждан.

В соответствии со статьей 4 Уголовного кодекса Российской Федерации лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно статье 11 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по данному Кодексу.

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства (далее — иностранный гражданин), временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания и обязаны выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).

Обратите внимание! В связи с COVID-19 течение сроков временного пребывания иностранцев в РФ и сроков их постановки на учет по месту пребывания приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты возобновления транспортного сообщения с соответствующим иностранным государством. Также с 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания находящихся в РФ иностранцев и сроков их регистрации по месту жительства в РФ. В случае если иностранец прибыл в РФ до 15.03.2020 и не имел по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для нахождения в РФ, он вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения либо выехать за пределы РФ (пп. «а» п. 1, пп. «б» п. 2, п.п. 3, 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364; Информация МВД России).

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Фиктивной признается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им данное помещение для проживания (п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (примечание к ст. 322.3 УК РФ):

на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);

по адресу организации, в которой иностранные граждане в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность.

После установления факта фиктивной регистрации либо факта фиктивной постановки на учет (что фиксируется в соответствующих заключениях) территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина соответственно с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16, пп. «г» п. 37, п. 40 Правил).

3. Осуществление экстрадиции иностранным государством в РФ лица, совершившего преступление

В случае совершения преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Российская Федерация вправе направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Основанием к этому служит наличие международного договора с таким иностранным государством (ч. 1 ст. 460 УПК РФ).

При отсутствии договора основанием выступает письменное обязательство Генерального прокурора РФ о выдаче в будущем этому государству лиц в соответствии с законами РФ.

4. Прием на работу иностранных граждан

Как принять на работу иностранца

При приеме на работу иностранцу нужны национальный паспорт и СНИЛС. Если СНИЛС нет, зарегистрируйте иностранца в ПФР. Трудовую книжку или СТД-Р иностранец предъявляет, если они у него есть (ст. 65 ТК РФ).

От безвизовых иностранцев требуйте патент. Исключение — иностранцы с РВП или видом на жительство, а также граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. На высококвалифицированного или визового иностранца вместо патента придется оформить разрешение на работу.

Полис ДМС должен быть у всех, кроме граждан Белоруссии и иностранцев, имеющих РВП или вид на жительство (ст. 327.3 ТК РФ).

Не позднее 3 рабочих дней отправьте в МВД уведомление о заключении трудового договора. О трудоустройстве белорусов уведомлять не надо (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4).

За неподачу уведомления о заключении договора штраф от 400 000 до 1 000 000 руб., а за неподачу уведомления о прибытии — от 400 000 до 500 000 руб. (ст. ст. 18.15, 18.9 КоАП РФ).

Как принять на работу по трудовому договору

При приеме на работу нужны три документа: паспорт, СНИЛС, трудовая книжка или СТД-Р. Для человека, впервые устраивающегося на работу, — только паспорт и СНИЛС. Если у человека нет СНИЛС, зарегистрируйте его в ПФР (ст. 65 ТК РФ).

Военный билет нужен только для военнообязанных.

Документы об образовании или квалификации требуйте, только если они нужны для работы по конкретной должности или специальности. Например, водительское удостоверение для водителя. Если работник претендует на вычеты, нужна справка о доходах с прежнего места работы, а для оплаты больничных — справка о заработке.

Заявление о приеме на работу не обязательно — все будет оформлено трудовым договором. Но если вам так удобнее, то пусть работник напишет заявление.

Приказ о приеме на работу и трудовой договор оформите не позднее трех рабочих дней со дня выхода сотрудника на работу (ст. 68 ТК РФ).

Если работник принес бумажную трудовую книжку, внесите в нее запись о приеме на работу.

Информация по вопросам 1 и 4 подготовлена помощником прокурора Хабаровского района Геюшовым А.А., по вопросам 2 и 3 помощником прокурора Хабаровского района Конопля И.С.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0